Помощь начинающим
Юрий Максимов. Как не надо писать фантастику
Источник: http://zhurnal.lib.ru Описание: мели и рифы Избыточное описательство - одна из общих бед начинающих фантастов - излишнее разжёвывание идеи либо деталей антуража, не имеющих прямого отношения к сюжету. Помните разговор Джона и Джека о полёте на Кутюк на нейрофузонном табуляторе? Многие авторы считают необходимым делать пространнейшие отступления для того, чтобы объяснить читателю: 'табулятор искривляет пространство так, что табуляция накладывается на нейрофузу, происходит это за счёт того, что протонные потоки преобразуются в позитронные расщелины, которые перекручивают нейроны в фузоны и обрастают плазменными решётками, перебрасывающими материю из одного конца галактики - в другой, благодаря конвергентной трансфикции', и т.д. и т.п. Независимо от того, насколько соответствует науке этот наукообразный бред, он неуместен в любом случае. Равно как и отступления, посвящённые тому, когда и кто открыл нейрофузонную табуляцию, да как и где она стала применяться, и прочая. Читателю до всего этого нет никакого дела. Произрастает эта болезнь из худших образцов "старой доброй" НФ, где в таком духе разжёвывались детали антуража, а учёные-фантасты блистали своей эрудицией перед читателями и коллегами. Сейчас такое - моветон, приём действительно неуклюжий и смешной. Вы ведь в жизни не станете говорить, например: "для поедания котлет я выбрал вилку, поскольку с помощью четырёх параллельных штырей с острыми наконечниками можно без труда подцепить нужный кусок, пронзив его уверенным движением сверху вниз, а до этого отделив кусок от основной массы нажатием изогнутого ребра вилки" - все и так знают, как есть котлеты и что такое вилка. Или, положим, садясь в автомобиль к другу, неужели вы услышите от него объяснение принципов работы двигателя или лекцию по истории автомобилестроения? Очень сомневаюсь. А ведь то же самое для выдуманного вами мира эта самая нейрофузонная табуляция, или что там у вас в тексте. Читателя (как и современного пассажира) не интересуют словарные статьи по теме. Главное, чтобы работало. К тому же, такие отступления-разжёвывания, как правило, только подчёркивают научную неграмотность автора (учёных-энциклопедистов мне что-то не встречалось среди начинающих фантастов). Поэтому зарубите себе на носу: |
Юрий Максимов. Как не надо писать фантастику
Источник: http://zhurnal.lib.ru Длинное нудное вступление В минувшем году я принимал участие в 15 сетевых конкурсах фантастики (где-то как автор, где-то как добровольный обозреватель, где-то как член жюри). Кроме того, вхожу в Клуб рецензентов на Литсовете и Литклуб 'Золотой Скорпион' на Самиздате. В общей сложности за год я прочёл около 600 фантастических рассказов. На столь обширном материале было нетрудно сделать ряд общих наблюдений о типичных ошибках и слабых сторонах начинающих авторов, которые я и попытаюсь суммировать в этой статье. Вообще материалов для начинающих довольно много. Позволю себе упомянуть Ошибки и штампы в фантастике Евгения Лотоша, Стилистику начинающего автора Влада Силина, Винегрет для начинающих Алексея Корепанова. Существуют и более серьёзные работы, например, Слово живое и мёртвое Норы Галь, и др. (подборку можно посмотреть здесь) Разумеется, я не намерен повторять того, что уже рассмотрено в упомянутых статьях и книгах. Хочу коснуться более конкретных вещей, до которых не снисходили "столпы" и "титаны" :-) Есть одна вещь, которая губит начинающих авторов. Нет, это не пиво и даже не цена. Это штампы. В английском телесериале "Дживс и Вустер" есть такой эпизод. Молодой английский аристократ с опозданием прибывает на соревнование певцов. Вот, он выходит на сцену, его представляют публике, затем молодой человек исполняет песню, которая начинается со слов "Hey, Johnny!". Поёт он хорошо, песня красивая, но публика почему-то реагирует неадекватно: люди свистят, шумят, возмущаются, лезут в сумки за помидорами. Раздражённый аристократ сходит со сцены и бросает своему дворецкому: - Что за сборище тупиц! - Их можно понять, сэр, - отвечает дворецкий, - ведь до вас эту песню исполняли уже трое. Затем появляется соперник молодого человека, тоже с опозданием, также выходит на сцену, и, выдержав паузу, затягивает: "Hey, Johnny!" Взбешённая публика забрасывает его помидорами. Вот то же самое и со штампами. Эти вредители разнообразны, они могут быть в идеях, персонажах, сюжете, описаниях, образах, приёмах подачи, антураже, языке. Я - не профи, не сэнсей и не гуру. Я всего лишь человек, который знает программу выступлений: какую песню и сколько раз исполняли до вас. И который готов поделиться этой информацией. Если вы не желаете оказаться в ситуации того аристократа из фильма и его соперника, предлагаю "ознакомиться с программой". Перечислять буду, разумеется, не всё, а только то, что запомнилось как самое распространённое. Изъюзанные темы: |
Будет хорошо, если автор потренируется писать три разных вида синопсиса: короткий на 2-3 абзаца, средний на 5-6 абзацев и большой на полторы-две страницы. Это, во-первых, необходимость: всегда будет под рукой синопсис того размера, который требуется. Во-вторых и в-главных, написание разных видов синопсиса -- это незаменимая, драгоценная литературная практика. Умение "отсечь все лишнее" так, чтобы ваше произведение предстало в своем истинном виде, требует от автора абсолютного владения словом. Если в самом романе можно размазать мысль или образ на пол-страницы, можно повториться, употребить неточное слово, то при написании синопсиса каждое слово должно нести 200-процентную нагрузку.
|
В англоязычной издательской практике существует два схожих понятия: "a synopsis" (синопсис) и "an outline" (изложение содержания). В нон-фикшн существует также понятие "a summary" -- "краткое содержание", но оно практически не применяется к художественной литературе, так что мы его касаться не будем. Сначала разберем разницу между первыми двумя, а потом рассмотрим каждое в отдельности.
|
Нашла на страничке самиздата в одном из разделов для конкурсов
Может кому окажется полезным. Мне например было интересно почитать. Пишем без запятой |
Источник: http://sergepetrov.livejournal.com/ Нам с другом было по 23
года, когда мы закончили наш первый историко-мистический роман "Не
буди!". Писали его долго - целых 5 лет. И вот настал день, когда мы
принялись обходить издательства Екатеринбурга с нашей увесистой рукописью.
Объем книги - 45 авторских листов - впечатлял редакторов и сразу наводил на
мысли о дороговизне издания. Даже взять почитать и то решились далеко не все. Читать далее ->>
Категория: Попавшие в издательство делятся опытом |
Просмотров: 1096 |
|
Дата: 13.10.2009
| Комментарии (0)
|
Думаю всем будет интересно почитать, для общего развития
|
Автор: Ларина Яна Источник: http://fant.lib.ru/ Текст готов? Лежит и благоухает
свежестью? Сыроват? Поправимо! Вперед за мной, комрады!
|
Автор: Теплякова Лариса
Только что мне позвонили из издательства «Рипол-Классик». Того самого, о котором я уже старалась не вспоминать, чтобы не бередить душу и не огорчаться напрасно. Раньше тексты, поступающие в «Рипол-Классик» самотёком, направляли на прочтение рецензентам, а они уже передавали своё суждение редакторам. Опыт моего печального сотрудничества с «Рипол-Классик» я подробно описала в первом рассказе и там же поместила выдержки из полученной рецензии. Я знала, что сейчас в этом издательстве на приёме рукописей работает новая фокус-группа. Руководство внедрило новую технологию отбора текстов, но по каким законам она действует так и осталось для меня тайной. Я ни на что не надеялась, ничего не ждала... И вдруг – звонок посреди обычного будничного дня. Заметили. Замечают! Рассматривают. И не только там. Сейчас я состою в волнующих отношениях с тремя издательствами. И что? Да ничего особенного. Моя работа нынче заключается в том, чтобы проявлять лояльность. Чем больше я это делаю, тем дальше ухожу от первоначальных замыслов. Порой меня мучают симптомы жестокого раздвоения личности. Одна моя половина готова на любую правку по требованию ведущих редакторов. Лишь бы издали! Другая половина настырно пытается анализировать происходящее в литературном мире. Что же требуют в издательствах от начинающего автора? Опираясь на субъективный опыт, попробую обозначить некоторые тенденции: Читать далее ->>
Категория: Попавшие в издательство делятся опытом |
Просмотров: 739 |
|
Дата: 13.10.2009
| Комментарии (0)
|
Источник: курс "Секреты
писателя" Авторские права – это исключительные имущественные права на использование произведений, охраняемых авторским правом. Они принадлежат авторам и другим правообладателям. Правообладатели имеют право сами использовать охраняемые произведения; они также вправе разрешать другим лицам использовать охраняемое произведение. В статье 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года устанавливается, что «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения не имеют значения для признания объекта охраняемым. Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств. Произведение охраняется с момента его объективного появления, создания: рукопись, рисунок уже охраняются авторским правом. Для возникновения охраны не требуется публикации произведения. Равным образом для получения охраны не требуется никакой регистрации произведения». Читать далее ->> |